Церковно-приходские школы
— см. Начальное образование.
Церковно-приходские школы
— см. Начальное образование.
Церковно-Приходские Школы
начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее приходские училища. Название закреплено в 1884 Правилами для церковно-приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с нач. 20 в. - 3 года (в некоторых 5 лет). Упразднены после 1917.
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
нач. уч. заведения духовного ведомства, открывавшиеся при приходах с утверждения и благословения епархиального архиерея для детей низших сословий.
По Правилам 1884 ЦПШ имели типовую программу: в 1-кл. 2-год. - чтение, в т.ч. церк. печати, письмо, начала арифметики, закон Божий, священная история, краткий катехизис, церк. пение; в 2-кл. 4-год. - углубленное изучение этих предметов, а также грамматика, история, церк. письмоводство, история ц., дидактика, методика преподавания (уч-ся готовили к преподаванию в ЦПШ и шк. грамоты). Программы, утвержденные Синодом в 1903, рассчитаны на три г. в 1-кл. ЦПШ и на пять лет - в 2-кл. Обучение велось по кн., ук. Синодом, уч-ся обязывались присутствовать на богослужениях. В сер. XIX в. в Екат. действовали ЦПШ при Ново-Тихвинском жен. мон. (с 1841) и Вознесенской ц. (с 1855), в 1880-е -вновь открытая в 1887 при Вознесенской ц., Екатерининском соборе (с 1887), Свято-Духовской ц. (с 1888). В 1890-е открыты еще шесть: образцовые при шк. псаломщиков (при архиерейском доме, 1896) и епархиальном уч-ще (Ново-Тихвинская, 1897), Александро-Невская при Доме трудолюбия (1898), Ильинская (1898), Симеоновская, Свято-Троицкая единоверческая (1900). В 1900/01 уч. г. в девяти ЦПШ и двух шк. грамоты Екат. обучалось 324 мальчика, 263 девочки; среди учителей - по одному выпускнику учительской семинарии и прогимн., три выпускника гимн.; из 14 учителей закона Божия - два протоирея, девять священников, один диакон, два псаломщика; шесть особых учителей церк. пения. В 1903 работали восемь ЦПШ, в т.ч. при Крестовоздвиженской ц. Дет. убежища Екат. гор. благотворительного об-ва. В 1905 открыта ц.-шк. Екат. братства Симеона Верхотурского, до этого работавшая в наемном помещении. В пригороде действовали однокл. ЦПШ при Преображенской ц. Уктусского з-да (с 1867), Вознесенской Нижнеисетского з-да, Свято-Троицкой в с. Шарташ (с 1886). С 1894 работала двухкл. при Успенской ц. Верх-Исетского з-да (более 200 уч-ся), в нач. ХХ в. на ВИЗе доп. открыта однокл. ЦПШ. При нек-рых шк. устраивались воскресные чтения, собиравшие от 70 до 250 чел. Для учителей ЦПШ епархии с кон. 1890-х проводились летние курсы с целью повышения уровня преподавания, действовало Об-во вспоможения уч-ся. На 1917 в г. было десять ЦПШ. 20 июля (3 авг.) 1917 Временное пр-во постановило передать ЦПШ дирекциям нар. уч-щ для послед. перевода их в ведение городских и земских органов самоуправления, как вид уч. заведений они ликвидировались. В Екат. передача ЦПШ гор. обществ. управлению состоялась в сент. 1917.
В 1993 в Екат. была восстановлена первая ЦПШ при Иоанно-Предтечинском Кафедральном соборе. В 2000/01 уч. г. ЦПШ действуют при 17 из 36 приходских и монастырских храмов г. Работают по типу воскресных по трехлетнему циклу обучения с обязательным преподаванием Закона Божия, элементов церк. пения, чтения на церк.-славянском яз. Факультативно даются уроки благочестия, родной и церк. истории, рукоделия и др. Непременным элементом работы ЦПШ являются паломнические поездки по св. местам. Из 86 преподавателей 6 являются священниками, 27 - выпускники и студенты Екат. епархиального дух. уч-ща и Правосл. Свято-Тихоновского богословского ин-та.
Г.С. Ващенко, А.М. Сафронова
Церковно-приходские школы
в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале 18 в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой. С 1730 архиерейские школы начали преобразовываться в семинарии, число же начальных училищ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным. Созданные по Уставу 1804 приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчинённых МНП, однако преподавали в них гл.о. священники и причетники. Начальные школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836 по распоряжению имп. Николая I начали создаваться школы при церквах и монастырях (к 1851 было св. 4,7 тыс. таких школ). К 1861 духовенством было основано св. 18 тыс. начальных училищ, за которыми закрепилось название "церковно-приходских школ" (употреблялись также названия: "священнические школы", "церковные школы", "школы для поселянских детей"). Сторонники церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное нравственное воспитание. Видную роль в церковно-школьном движении 60-70-х гг. 19 в. сыграл С.А. Рачинский. Распространение Ц.-п.ш. вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны мн. земств (см. Земства и просвещение). МНП в 70-е гг. фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Мн. церковные училища перешли в ведение земств. Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 70-80-х гг. 19 в. в период общественных потрясений. В 1884 утверждены Правила о Ц.-п.ш., выводившие их из подчинения МНП. Для заведования школами при Синоде учреждался Училищный совет. При духовных семинариях учреждались образцовые начальные школы. Духовному ведомству были также подчинены общинные элементарные "школы грамоты", а также воскресные школы для взрослых. Предусматривалось создание одноклассных и двухклассных училищ со сроком обучения 2 и 4 года (в начале 20 в. курс был увеличен до 3 и 6 лет). В программу обучения входили Закон Божий, церковное пение, церковно- славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной истории. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего. Руководил обучением священник. Несмотря на значительный рост числа школ, в их устройстве сохранялись мн. недостатки: учитывая занятость священников, руководители духовного ведомства пытались возложить преподавание на дьяконов или выпускников духовных семинарий, ожидающих принятие сана. Бюрократизированная система духовного ведомства стесняла самостоятельность священников и учителей; отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить церковные школы за счёт общественных средств, в то время как казённых ассигнований явно недоставало. Качество преподавания, образовательный уровень учителей в церковных школах были ниже, чем в светских. В связи с началом русско-японской войны 1904-05 государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 церковная школа была ликвидирована Постановлением СНК от 24 декабря 1917 "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению". С конца 80-х гг. началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994) предписал "расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне". Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 316)
См. также Начальное образование, Земства и просвещение, Приходские школы
Ч424(28)713
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.